Гаражные ворота должны не только надежно защищать автомобиль от непогоды, но и препятствовать попыткам злоумышленников пробраться внутрь помещения. Одним из самых надежных вариантов в этом плане являются подъемно-поворотные конструкции. Это недорогой вариант, отличающийся при этом надежностью и долговечностью. Да и по удобству пользования с этой конструкцией мало что сравнится. Сделать подъемно-поворотные ворота можно и своими руками. Если говорить в целом, то такая работа не является сверхсложной. Соответственно, имея желание и определенные навыки, с ней может справиться даже начинающий мастер.
Подъемно-поворотные ворота – как сделать и установить своими руками
Особенность такой конструкции заключается в том, что полотно не открывается наружу и не сдвигается в сторону, а выдвигается немного вперед, а затем поднимается. Ворота при этом устанавливаются на раме и перемещаются по направляющим. По сути, у полотна есть два крайних положения – вертикальное (закрытые) и горизонтальное (открытые). Одним из основных элементов подъемной конструкции является рама. Если вы планируете сделать ее самостоятельно, обязательно подберите прочные трубы из стали с прямоугольным сечением.
Читайте также: Как пошагово сделать и установить распашные ворота своими руками
Полотно перемещается в нужном направлении с помощью подъемных рычагов и специальных роликов. Нижняя часть ворот на начальном этапе открытия слегка выдвигается вперед и приподнимается. В итоге полотно оказывается под потолком гаража. Компенсирующие пружины при этом возвращаются в исходное свободное положение. Они растянутся, если ворота закрыть. Конструкция также предусматривает наличие еще ряда элементов – о них мы поговорим чуть ниже.
В настоящее время можно выделить 2 самых популярных типа подъемно-поворотных ворот:
- на противовесах;
- пружинные.
Об их особенностях несложно догадаться из названия. В первом случае действительно предусмотрен противовес – его роль выполняют лебедки. Последние, в свою очередь, соединены с рамой с помощью троса. Такой тип ворот рекомендован для массивных конструкций. Шарнирные в настоящее время являются более популярным вариантом. В данном случае щит двигается свободно, без каких-либо противовесов. Вместо этого предусмотрены компенсационные пружины. Чтобы ворота нормально открывались и закрывались, данные элементы нужно выставить очень точно.
У подъемно-поворотных ворот есть целый ряд достоинств. В первую очередь здесь следует выделить цельное полотно, благодаря которому внутреннее пространство гаража хорошо защищено от злоумышленников. Такие конструкции обладают хорошей устойчивостью к агрессивному воздействию внешней среды и прекрасными антикоррозийными свойствами. Механизм поставить можно не только на одинарные, но и на двойные ворота. Такие ворота не требуют дополнительного пространства при открывании, ведь они уходят под потолок. Возможна установка автоматики – это сделает пользование конструкцией более комфортным. Для утепления ворот подходит обычный пенопласт. Вместе с тем выбор обшивочных материалов очень широкий.
Читайте также: Как правильно приварить петли на ворота своими руками
Впрочем, у конструкции есть также и недостатки. Например, в открытом положении они немного уменьшают высоту проема. Кроме того, между рамой и щитом после установки могут появиться щели. Однако данный недостаток является весьма условным. Ведь проблема легко решается с помощью дополнительного уплотнителя. Подъемно-поворотные ворота можно разместить только лишь в проемах, имеющих прямоугольную форму. Цельное полотно является не только достоинством, но и недостатком, поскольку заменить при повреждении только лишь проблемный участок уже не получится.
Давайте рассмотрим, как можно сделать самые простые подъемно-поворотные ворота. Первым делом составляется чертеж конструкции. Здесь указываем все необходимые размеры, естественно, после проведения замеров. Далее можно приступать к заготовке материала. Нам, в частности, понадобится само полотно – монолитная конструкция или дощатый щит, оббитый сверху жестью. Также следует подготовить стальные штыри, деревянные бруски для потолка (100 на 100 миллиметров) и коробки (120 на 80 миллиметров). Помимо этого, понадобятся 8-миллиметровый стальной прут и пружина диаметром 3 сантиметра. Запастись следует еще и уголками (35 на 35 на 4 и 40 на 40 на 4 миллиметра), а также швеллер 35 на 80 и толщиной 5 миллиметров.
Щит проще всего изготовить из досок. Только его обязательно нужно покрывать защитным составом. Для внешней отделки в данном случае хорошим вариантом будут панели из дерева или пластика, а в качестве утеплителя возьмем упоминавшийся выше пенопласт. Самый первый шаг – установка коробки из деревянных брусков. Чтобы надежно зафиксировать данные элементы конструкции, воспользуйтесь металлическими пластинами. После этого тщательно зачищаем проем и вставляем туда коробку. Чтобы элемент не выпал в процессе эксплуатации, закрепляем его штырями. Нижнюю часть коробки необходимо не мене чем на 2 сантиметра заглубить в бетонную стяжку.
Теперь приступаем к сборке полотна. Впрочем, его можно купить уже готовое в магазине. Хотя и самодельный вариант также весьма неплох. Далее переходим к сборке опоры для механизма. В одной из полок следует просверлить 3 10-миллиметровых отверстия. Они нужны для кронштейна. Во второй полке делаем только 2 отверстия аналогичного диаметра для крепления к горизонтальном стойкам. Опорой для пружины в данном случае будет непосредственно кронштейн. Такая схема простая и вместе с тем достаточно надежная. Далее нужно изготовить регулировочную пружину. Проще всего сделать ее из узкой полосы металла. Данный элемент будет соединять основную пружину и кронштейн – последние витки становятся здесь зацепами.
Читайте также: Как сделать ворота с верхним подвесом своими руками
Шарнирный узел делаем из уголка с предварительно просверленным 10-миллиметровым отверстием. Данный элемент потом необходимо приварить между одним из ребер рамы и центральной частью паза для подъемного механизма. К рычагу крепим пластину, в которой ранее следует просверлить отверстие для регулятора натяга. Рельсы делаем из двух уголков. Их полки необходимо сварить таким образом, чтобы между верхними частями было расстояние около 5 сантиметров. Далее рельс одной из сторон приваривается к пластине, а к другой крепятся куски швеллера. Последний элемент необходимо зафиксировать на верхнем бруске болтом. Вот и все – конструкция готова, и осталось только проверить ее в работе.